Блог школы кино и телевидения «Индустрия»

Где учиться, чтобы стать режиссером

Режиссер — царь и бог съёмочной площадки, ему подчиняются все члены команды с момента зарождения идеи до разработки компании по продвижению кинофильма и выхода в прокат. При этом, данная профессия востребована не только в кино, но и в других сферах развлекательного сегмента: театр, клипмейкерство, организация концертов и праздников, съёмка рекламы и многих других. В этой статье подробно разберем, в чем состоят основные особенности и требования к специалистам в этой области, а также где учиться на режиссера будущим творцам.
Профессия режиссер
Сам термин происходит от латинского «rego» (управлять). Не зря имени такого управленца всегда отводится самое почетное место в титрах, а награды за режиссуру фильма считаются в киноиндустрии наиболее ценными. Даже премии за лучший фильм, как правило, получает именно он.

Режиссёр — самая главная часть любого проекта. Скорее он возьмёт на себя функции сценариста, продюсера или даже главного актера, чем кто-то из другой области, менее компетентный займёт его кресло. Конечно, бывает по-разному, но подобные рокировки нередко оборачиваются общим провалом.
Особенности и обязанности
На самом деле, на площадке сразу несколько людей отвечают за режиссуру.

Звукорежиссер отвечает за саунд-дизайн и музыкальное оформления продукта. Задача — с помощью звука правильно обрамить, выделить происходящее на экране или сцене, так, чтобы вызвать у зрителя как можно больше эмоций.

Режиссер монтажа заведует визуальной стороной проекта. К нему в руки попадает отснятый оператором материал, который он в свою очередь должен собрать в полноценное произведение, вписываясь в рамки заявленного жанра. Сохранить логику повествования и следовать сценарной задумке помогут грамотно настроенные переходы и склейки.

Второй режиссер по сути занимает должность главного ассистента. Именно он берет на себя функции по организации процессов на киноплощадке: составляет и заполняет необходимые документы, договаривается о месте и времени проведения съёмок, ищет реквизит, при этом пытаясь вписаться в установленной бюджет. Он также является главным контактером — строго регулирует командную работу и действия каждого отдельного члена съёмочной группы (сценариста, продюсера, гримера, художника по костюмам, осветителя, монтажеров, операторов, актеров, каскадёров и тп.).

Главный же режиссер картины должен удержать в руках все вышеперечисленное сразу. По сути только ему известно, какой продукт должен получиться в конечном итоге. Не важно, что конкретно предстоит произвести: полнометражный фильм, сериал для телевидения, рекламный ролик, видео на YouTube или TikTok, театральную постановку, музыкальный фестиваль или корпоратив крупной фирмы. В голове должен быть разработан конкретный план действий, причём, надо быть готовым и изменить этот план, если в процессе выяснится, что что-то выполнить просто невозможно или следует сместить акцент, перевернув изначальный замысел с ног на голову.

Произведение или сценарий нужно прочувствовать, выделить главную мысль и идею, затем адаптировать под съёмки. Понять, какими должны быть герои и, следуя этому провести кастинг и подобрать актерский состав. Но не только актёры, но и остальные участники съёмок должны понимать поставленную задачу свою роль в общем процессе. Интонации в репликах, темп повествования, крупные и дальние планы, костюмы, музыку — необходимо предусмотреть.
Преимущества и недостатки
Данная специальность точно занимает совершенно особую нишу на рынке и в глазах людей, как творческих, так и далеких от этой сферы. Становясь известными, кинорежиссёры скорее оставят своё имя в истории, чем другие члены съемочной группы. Даже актёры, которые, единственные из съемочной команды, остаются в кадре, не могут их превзойти. Да, их игру видят, восхищаются и хотят ровняться. Но их слишком много и любимчики публики быстро сменяются. Позиция кинорежиссера же куда более определенная и прочная. Задумка, исполнение принадлежат ему.

Поэтому именно он несёт на себе всю ответственность за картину. И в случае успеха, и в случае провала. Надо учитывать, что если фильм окажется неудачным, виноватым, по всеобщему мнению, примутся считать именно того, кто срежиссировал. И не важно, какие ошибки допускала команда на этапах подготовки. За результат всегда отвечает главный.

Но риск пострадать за собственный проект — не единственный минус этой профессии. Крупные студии, обеспечивающие поддержку и финансирование будущему продукту, могут диктовать свои условия, которые идут вразрез с планами кинорежиссера, мешают раскрытию его творческого потенциала.

Некоторые компании сами подбирают исполнителей под перспективную, на их взгляд, идею или сюжет. Если же что-то пойдёт не в том направлении, что хотелось, они также легко могут заменить на другого. Так что то, что изначально предполагалось, как помощь, может стать главным препятствием.

Кроме прочего, слава, как известно, приходит далеко не к каждому. Так что существует опасность, вместо блокбастеров, так и снимать таблетки для головы, а вместо масштабных концертов режиссировать детские праздники.

В то же время многое зависит от амбиций и желаний самого человека. Иногда в рекламе можно заработать не меньше, чем в большом кино. Да и вероятность, что довольные родители будут звать каждый год, чтобы порадовать ребёнка, выше, чем то, что они поведут его на мультфильм, который делали три года.
Сколько зарабатывает режиссёр
Стоимость труда в этой области напрямую зависит от сферы применения и статуса самого специалиста. В среднем зарплата колеблется от 30 000 до 70 000 рублей. В Москве эта цифра может превышать 120 000 рублей. Для топовых кинорежиссеров цена за проект может исчисляться в миллионах.

При этом на оплату могут влиять факторы, которые невозможно предсказать заранее, например, успешность в прокате.
Необходимые личные качества и навыки
Режиссура, особенно в кинематографе, это чистое творчество, замешанное на профессионализме. Необходимые качества здесь: насмотренность, чтобы знать, от чего отталкиваться и чего избегать, и креативность, чтобы продуцировать свой контент, иметь неповторимый стиль и видение.

Так как предполагается полный контроль над этапами предпродакшна и поспрадакшна и всем, происходящим на площадке, важную роль играют лидерские и организаторские способности. Следует знать основы других кинопрофессий: монтажа, сценарного мастерства, операторского искусства, работы со звуком и создания спецэффектов. Это нужно, чтобы заранее создать картинку в своей голове и четко поставить задачи всем, кто также решится воплотить ее в жизнь.
Начните обучение в «Индустрии!
Хотите стать режиссером?
Способы обучения
Чтобы стать режиссёром кино, необходима особая оптика, взгляд, который нарабатывается специально. Даже если человек уже имеет опыт в киномире: снимался сам, помогал на площадке, монтировал, работал оператором или звукорежиссером — это совсем не значит, что сможет руководить производственным процессом. Стать профессионалом можно только, предварительно пройдя обучение на курсах или университете. Попробуем сравнить два этих подхода.
ВУЗ
В России на данный момент существует несколько классических государственных заведений, где принято проходить обучение. Но, чтобы пойти учиться на режиссёра в Вузе, сначала придётся пройти несколько этапов строжайшего отбора. Конкурс в таких местах может достигать 100 человек на место.

При успешном есть шанс поучиться напрямую у заслуженных мастеров, но, скорее всего, уже отошедших от дел. Поэтому, попадая в творческую университетскую среду, далеко не всегда удаётся обзавестись базой актуальных профессиональных контактов.

Ещё один недочет сложившейся системы: несмотря на фундаментальность преподаваемых знаний и ряд специальных дисциплин, большая часть учебного времени сейчас отдаётся под теорию, а не практику.

Общий срок обучения может достигать 6 лет, так что познавать основы кинорежиссуры придётся исключительно очно, совмещать занятия с подработками, пусть и согласно будущему диплому, получится с трудом.
Курсы
Курсы, которых сейчас появляется все больше и больше, тоже далеко не всегда отвечают требованиям потенциальных абитуриентов. Зато получить профессию режиссера можно уже в течение пары лет.

Самое разумное здесь — выбрать программу в киношколе, базирующейся на реальной студии. Таким образом можно гарантированно перенять опыт действующих практиков и все возможное время посвятить работе на непосредственном производстве.

Поступить на курсы куда легче, чем в Вуз. Главный критерий и залог успеха — мотивация. Некоторые лекции записаны заранее, чтобы студент получил возможность учится как в офлайн, так в онлайн формате, в то время, когда это будет удобно ему. Но это не значит, что домашние задания разрешается не делать. Более того, за этим обычно следят специальные кураторы. Они не только помогают разобраться с выполнением дз, но и отвечают на возникающие по ходу вопросы и дают подсказки.
Заключение
Тех, кто в итоге решит выбрать курсы, мы приглашаем на онлайн-программу «Режиссура» в нашу Школу кино и телевидения «Индустрия».

За 2 года программа полностью охватывает производственные этапы создания кинофильма: поиск идей, питчинг проектов, сбор команды, препродакшн, съёмки и постпродакшн. Портфолио выпускников пополнят 8 самостоятельно отснятых этюда и 3 короткометражных фильма.

Обучение построено на совместной практической работе со студентами факультетов по продюсированию, монтажу и сценарному мастерству, получая обратную связь от наших звёздных преподавателей.

Лидер курса — Александр Андрющенко, сооснователь кинокомпании «Водород» и киношколы «Индустрия». Номинант премии «Золотой орёл» за лучший игровой фильм и за лучший монтаж фильма. Проекты за 2020 год: «Чики», «Спутник», «Лёд 2».

Подробнее прочитать о программе и записаться можно по ссылке: https://industry.sredaobuchenia.ru/directing
Подписывайтесь на рассылку школы кино и телевидения «Индустрия» онлайн!
Хотите получать образовательные материалы о киноиндустрии?
Вам также может быть интересно
Рассмотрим, что значит быть режиссёром по звуку и кому эта профессия подойдёт.
Расскажем, где учиться на режиссера монтажа и какими навыками следует обладать, чтобы стать востребованным специалистом.