-15% на все программы ДПО
Такое бывает только в кино до 26.04
Error get alias

Лица «Индустрии»:
Наталья Матвеева

Интервью с менеджером очных образовательных программ
Наташа
Я в «Индустрии» с октября 2019 года. До этого пятнадцать лет работала в банковской сфере с ценными бумагами, но поняла, что пора что-то менять. Так как у меня был довольно большой сторонний опыт написания статей, организации мероприятий и интервью, я решила, что уходить из банка надо во что-то более творческое. И тут магически появилась вакансия в Школе.

Я очень люблю кино и всегда много его смотрела. Теперь смотрю еще больше, чтобы быть на одной волне с нашими педагогами и студентами.
Что входит в обязанности?
В мои обязанности входит разработка и согласование учебных программ. Как менеджер я часто присутствую и на самих занятиях, чтобы иметь возможность оперативно править учебные планы, добавлять в них новые темы и всячески помогать педагогам.

На некоторых программах я бываю на занятиях почти постоянно, но не потому, что обязана, а потому что самой безумно интересно. В такие дни рабочее время может растянуться с одиннадцати утра до одиннадцати вечера. Плюс все наши педагоги — действующие кинематографисты, поэтому обсуждение будущих программ бывает и в пятницу вечером, и выходные, и в отпуск. Это абсолютная норма для моей работы — если звонят, значит могут только сейчас.

Одна из сложностей — постоянно всем обо всем напоминать. Иногда, чтобы получить простой ответ, приходится пять раз написать на почту, три в сообщения, назначить звонок и, практически привязав к батарее, наконец-то получить нужную информацию☺ И происходит это не из-за чьей-то безответственности, а потому что, когда какой-нибудь востребованный сценарист одновременно разрабатывает несколько полных метров и сериалов, вопросы от меня просто уходят из зоны внимания.
Как появляется учебная программа?
Чаще всего инициатор программы — определенный педагог. Но, так как наши педагоги, фактически, не совсем педагоги, а практикующие специалисты в области кино, они просто доносят до меня основными мазками свое видение.

Потом составляется скелет программы, согласовывается, корректируется, и, за счет пяти-десяти встреч, формируется учебный план. На коротких программах он обычно не меняется — заложено очень много материала, и главное тут успеть все освоить. Но двухгодичные программы более живые: студенты могут договориться с преподавателями что-то добавить или, наоборот, убрать. Иногда сам педагог на практике видит, что какого-то блока не хватает, а какой-то оказался слишком раздут.

Лидерами программ, как правило, становятся либо наши основатели, либо те, с кем они плотно работают. Потому что основная цель нашей киношколы — вырастить коллег и партнеров из своих учеников. И Михаил Врубель, и Александр Андрющенко, и Федор Сергеевич Бондарчук всегда держат руку на пульсе и лично принимают ключевые решения о жизни Школы.

Но мы стараемся регулярно привлекать и новых педагогов. Например, сценарист Алексей Казаков, до этого приходивший только на разовые мастер-классы, в этом году впервые провел блок занятий по сценарию короткого метра. Чем больше крутых кинодеятелей решает сотрудничать со Школой, тем шире комьюнити «Индустрии» и глубже наши программы.
Чем «Индустрия» отличается от высших учебных заведений?
Вуз — это чаще всего фундаментальное образование, порядка пяти лет, из которых к той практике, которую даем мы, студенты приходят году на третьем. Когда тебе семнадцать, возможно, этот вариант лучший, ведь часто кино — вопрос жизненного опыта. Но если ты уже готов работать и полон идей, которые мечтаешь скорее реализовать, то хочется получить, во-первых, попасть в среду единомышленников, а во-вторых, получить максимально практическое образование.
В «Индустрии» сразу учишься на своих ошибках, но не в агрессивной внешной среде, а под присмотром профессионалов.
И чем больше общаешься с преподавателями и однокурсниками, тем больше вероятность, что на тебя обратят внимание. Часто бывает так, что именно педагогам звонят и просят кого-то посоветовать. И, естественно, первые люди, которых они рекомендуют — наши способные студенты. Да и сами ребята вне киношколы часто выбирают работать на коммерческих проектах с сокурсниками.
Как устроена практика в «Индустрии»?
Один из главных девизов нашей Школы: «нельзя научить — можно научиться». Теоретические лекции есть, но основа — практика. Все получится, если ты готов активно работать, много снимать, вписываться в проекты других студентов. У нас много общих занятий, на которых студенты могут познакомиться и собрать команду еще на этапе обучения: сценаристы предлагают режиссерам свои тексты, продюсеры — помощь на съемках.

Когда на очных факультетах проходят съемки коротких метров, как правило, загружены все. Продюсеры выполняют функцию как креативных, так и исполнительных, очищают права, находят площадки. Сценаристы пишут, встречаются с актёрами, устраивают читки и правят свои сценарии. А операторы все это снимают. В стенах школы сразу начинает кипеть особая съемочная жизнь: техника передается из рук в руки, все помещения используются для проб и досъема, а монтажные комнаты расписаны на неделю вперед. В эти моменты я особенно остро ощущаю, что мы все собрались здесь ради того, чтобы делать классное кино.

Часто студенты имеют возможность пройти практику и вне Школы на препродакшне проекта, площадке или в сценарной комнате — в зависимости от программы. Нередко ребят отправляют на фильмы и сериалы, которые снимают наши основатели или выпускники. Важная часть обучения — посмотреть, как человек, который тебе преподавал или только вчера учился на курс старше, дает реальные указания из режиссерского кресла, работает с камерой или руководит площадкой.
Мы стараемся искать и выбирать лучшие проекты, но сейчас студии и сами обращаются в «Индустрию», потому что наши студенты уже успели себя зарекомендовать. Разглашать названия я не могу, так как ребята, а зачастую и администрация, подписывают NDA (прим. соглашение о неразглашении), но иногда им удается поработать в просто невероятных проектах, например, на Netflix.

Дальше бывает по-разному: человек может просто прийти на положенные три-пять смен, а может так зарекомендовать себя, что останется на несколько недель или месяцев. Самое главное тут — желание работать, готовность вовремя поднять руку, помочь там, где ты нужен.

Конечно, доля везения тут тоже есть, но по большинству моих студентов и выпускников я точно могу сказать — те, кто принимает обратную связь своих педагогов и усердно работает, в том числе и над собой, находят свое место в индустрии значительно быстрее.
Без чего невозможно представить работу в Школе?
Без педагогов и студентов — это люди, от которых я заряжаюсь энергией. Я кайфую, когда общаюсь с ними, когда вижу, как на моих глазах снимается кино, и идея из зачатка превращается в настоящий фильм.

В скором времени выйдет полнометражный фильм, над которым сейчас работает студентка режиссерского факультета Индустрии. Фильм был рожден из идеи, которую она принесла на обычное занятие. Задумка так понравилась педагогам, что почти сразу переросла из короткого метра в рамках обучения в полный.
Ника Горбушина поступила на операторский факультет, но, начиная с первого курса, активно пробовала себя в качестве режиссера. И вот на этапе питчинга курсовой ее допустили к съемкам собственного короткого метра о девушке-пожарном, которая пытается вписаться в непростой мужской мир и сохранить отношения с отцом. В итоге фильм «Варя» в отправился на Кинотавр 2020 года.

Когда студенты приходят на занятия уже в качестве педагогов и рассказывают о своем опыте на большой съемочной площадке, или когда жюри Кинотавра награждает короткий метр Ники дипломом с формулировкой «Варя, ты огонь!», я понимаю, что мы работаем не зря. Для меня, это и есть миссия школы — формирование нового поколения профессиональных творческих кадров.

Быть в «Индустрии» — это?
Для меня «Индустрия» — это про кино. Даже этюды наших студентов сделаны на крутом уровне. Видно, что для них это не просто сдача зачета, а настоящее творчество, хотя этюды и снимают, в первую очередь, чтобы набить руку.

Мы придумали очень классный слоган: «Индустрия» — это не лечится! Как-то наш выпускник, Женя Сангаджиев, даже сказал, что «Индустрию» невозможно закончить, просто потому что все всё равно продолжают вариться в общей среде.

Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем нашими педагогами становились те, кто когда-то у нас учился. Сейчас идёт невероятно активный рост кинематографа — появилось много новых платформ, каждая из которых снимает свой контент. И наши выпускники активно в этом участвуют. Я практически со всеми общаюсь, знаю, кто над чем работает, и уже привлекаю некоторых на мастер-классы.
Три совета будущим студентам
  1. Будьте готовы тяжело работать
  2. Будьте готовы к совсем не детской критике
  3. Не бойтесь проявлять инициативу и задавать вопросы
Начните обучение в «Индустрии»!
Хотите разбираться в кино?
Материал подготовила Ирина Косицына