Школа кино и телевидения Фёдора Бондарчука «Индустрия»
Пойдем в кино?
Подборка премьер от Школы кино и телевидения «Индустрия»
Этот ноябрь можно смело назвать месяцем великой миграции. Из-за локдауна многие премьеры были перенесены далеко вперед или вовсе отменены. Тем не менее по иронии судьбы именно сейчас у нас появилась возможность, наконец-то, увидеть на экране все то, что откладывалось годами. Посвящаем нашу подборку всем, кто истосковался по кинотеатрам за неделю простоя. Налетай!
«Прошлой ночью в Сохо»
реж. Эдгар Райт
Кто снял
Про фильмы Эдгара Райта, если не смотрел, то слышал каждый. «Трилогия трех вкусов Корнетто», она же «Кровь и мороженное»*, «Скотт Пилигрим против всех» — образцы пародийного жанра и чисто английского юмора.
*«Зомби по имени Шон» (2004), «Типа крутые легавые» (2007), «Армагеддец» (2013)
А «Малыш на драйве» с его несмолкающей музыкой стал одним из лучших фильмов 2017 года, по мнению кинокритиков, и одним из самых кассовых за всю историю кино.

На этот раз Райт также сделал выбор в сторону полноценного, не остраненного триллера и, вооружившись референсами вроде «Отвращения» и «Ребенка Розмари» Романа Полански, а также номинанткой «Оскара», сценаристкой Кристи Уилсон-Кернс, впервые вывел вперед женских персонажей.

Также режиссер притянул в проект оскароносного композитора Стивена Прайса, с которым уже делал «Малыша» и «Армагеддец», и знающего толк в триллерах оператора Чон Джон-хуна, ленты корейского режиссера Пак Чхан-ука и последнее «Оно».

Результат уже показали во внеконкурсной секции Венецианского кинофестиваля.

О чем
Чувствовали ли вы когда-нибудь, что словно родились не в том времени? Студентка London College of Fashion в своих ночных грезах меняет не только век, но и тело, превращаясь из скромной провинциалки в яркую старлетку. С каждым разом сны все ближе подходят к реальности, в то время как неоновые 60-е все сильнее отдаляются от заманчивых клише.
Каст
Томасин Маккензи, из харизматичной Эльзы («Кролик Джоджо») превратившаяся в скромницу Элоизу, по сюжету, каждую ночь исполняет мечту миллионов — становится Аней Тейлор-Джой. Во всех смыслах самой модной актрисе последнего времени, лауреатке Канн, «Золотого глобуса» и премии Гильдии актеров идеально подходит на образ Сэнди, начинающей певицы и потенциального кумира, живущего свою лучшую жизнь (до поры до времени, конечно).

В роли любовного интереса одиннадцатый Доктор — Мэтт Смит.
В остальном «Сохо» явно не повредил бы райтовский счетчик отсылок из «Долбанутых» — маркёрами эпохи «свингующего Лондона» наполнены не только декорации, но и актерский состав.

Теренс Стэмп, на которого по сюжету падает подозрение в убийстве Сэнди, не зря в свое время сводил с ума всех обитателей «Теоремы» Пьера Паоло Пазолини. В 60-е, на пике своей карьеры он также сыграл и у Федерико Феллини, Уильяма Уайлера, Джона Шлезингера и других мастодонтов режиссуры.

Домовладелица Дайана Ригг (фильм Райта, увы, оказался ее последней работой) в те же годы была экранной супругой Джеймса Бонда №2 из «На секретной службе Ее Величества». А Рита Ташингэм — бабушка Элоиз, получила каннскую ветвь за «Вкус мёда», вошедший топ-100 по версии Британского института кино.
Зачем смотреть
Чтобы посмотреть каким еще может быть ваш любимый режиссер и прочувствовать, что 60-е — это, по-настоящему, стильно, модно, молодёжно.
«Молоко птицы»
реж. Евгений Марьян
Кто снял
Первый совместный проект России и Республики Молдовы стал полнометражным дебютом Евгения Марьяна. Молодой режиссер родился в Приднестровье, учился на факультете педагогики и психологии, играл в футбол, ни много ни мало, за сборную Молдовы и создал свою музыкальную группу. Затем переехал в Москву, где сменил музыку на фотографию, а фотографию — на кино, при этом работая обычным курьером.

Евгений поступил курсы Дмитрия Куповых (который, кстати, преподаёт на операторском факультете в «Индустрии») и успешно запитчил свою идею в Министерстве культуры. В 2019 фильм был анонсирован на стенде Made in Russia в Каннах, позже, не будучи завершенным, одержал победу в секции Work in Progress на фестивале в Карловых Варах, а в этом году вошел в основную программу «Кинотавра».

Еще на стадии написания сценария к проекту подключился продюсер Роман Борисевич (он же представлял на «Кинотавре» фильм-победитель — «Море волнуется раз» Николая Хомерики) и привлек Александра Кушаева, с которым до этого работал на «Тряпичном союзе» и «Жить».

«Молоко птицы» получило награду за лучшую операторскую работу. Призер прошлого года (фильм «Трое» Анны Меликян), оператор Николай Желудович, в этот раз также был ответственен и за «Море волнуется раз».
О чем
В маленьком городке в маленьком непризнанном государстве между Молдавией и Украиной у молодёжи из развлечений только участие в наркотрафике под присмотром местных авторитетов, а у взрослых — церковные праздники и птицефабрика. Школьника Андриана все это совсем не вдохновляет — он хочет в Италию и свою мать (эдипов комплекс в истории красной нитью). И все это на самом деле, конечно, намек на библейский сюжет.
Каст
Подавляющее число людей в кадре — непрофессиональные актёры. Героев искали повсюду, даже в так называемой цыганской столице Молдовы — Сороках. По словам самого режиссера, он лично отсмотрел около пяти тысяч кандидатов и еще десять тысяч анкет.

Виталия Назаренко, сыгравшего Андриана, нашли через сайт известного российского агентства Lumpen, специализирующегося на моделях с нетипичной внешностью.
«Лицо исполнителя должно было в равной степени отражать и современность, и что-то из Ренессанса — чистое, глубокое»
(с) Евгений Марьян
По задумке режиссера Виталий до последнего не видел сценарий и, переехав в обычный деревенский дом местной бабули, готовился к роли через ежедневные непринужденные разговоры о характере героя с самим Евгением.

За парой исключений, единственная «настоящая» актриса в фильме — Елена Лядова. «Молоко птицы» во многом по своей сути восходит к фильмам Андрея Звягинцева, за работу с которым Елена дважды получала «Золотого орла» и премию «Ника». Так что,убрать запятую новое появление актрисы в знакомом амплуа здесь только вывело картину на более высокий уровень.
Зачем смотреть
Чтобы насладиться красотой кадра, сыграть в бинго христианских аллюзий и понять, что надежда есть всегда, не важно школьник ли ты, страдающий от буллинга, или курьер, мечтающий стать режиссером.
«Медея»
реж. Александр Зельдович
Кто снял
Александр Зельдович — один из тех режиссеров, что действуют по принципу «тише едешь — дальше будешь». Снимая с интервалом в десятилетие, он непременно становится лауреатом многочисленных фестивалей и предметом для обсуждения. Зельдович брал за основу Бабеля, писал сценарии вместе с Владимиром Сорокиным и вот решил углубиться на пару тысяч лет в мифологию.

Свежая «Медея» вошла в основной конкурс Международного кинофестиваля в Локарно (вместе с «Гердой» Натальи Кудряшовой, о которой мы рассказывали здесь) и получила приз молодежного жюри с длинной красивой формулировкой о неискаженной поэтике и режиссёрской скрупулезности.

За стиль картины отвечали постоянный оператор Зельдовича, Александр Ильховский, и питерский Модным дом TATYANA PARFIONOVA.

Также на «Кинотавре» 2021 приза имени Микаэла Таривердиева был удостоен молодой, но уже состоявшийся композитор Алексей Ретинский, музыку которого исполнил именитый оркестр Теодора Курентзиса — MusicAeterna.

О чем
Гипнотическая трагедия необратимости в современной интерпретации пьесы Еврипида. Подобно древнегреческой предшественнице, безымянная выпускница Московского института тонких химических технологий избавляется от родного брата ради любовника и отца своих детей. Осознав, что современный Ясон-Лёша оценить жертву не способен, героиня начинает постепенно сходить с ума.
Каст
Обуреваемую страстями колхидскую царевну воплотила ее соотечественница Тинатин Далакишвили. Отсутствие актерского образования не помешало ей стать музой Анны Меликян и Резо Гигинеишвили, получить несколько престижных премий и съездить на Берлинский кинофестиваль.

Сам режиссер в различных интервью называет появление в картине самобытной Тинатин, удерживающей на себе сюжет, не иначе как чудом. Ее Медея моложе предшественниц (лет на десять-пятнадцать, чем у Пазолини или Триера). Юность не извиняет поступки и не упрощает характер героини, но наполняет бунтарским духом. Особую выразительность образу придают сбритые брови.
В роли променявшего Арго на бетонный бизнес Ясона Евгений Цыганов, который за эти годы успел сыграть, наверное, всех отстраненных и страдающих мужских персонажей. Видимо в знак солидарности с Тинатин, ему побрили виски.
Зачем смотреть
Чтобы почувствовать себя в зале не только кино-, но и театра, а заодно и концерта Теодора Курентзиса.
«Память»
реж. Апитчатпон Вирасетакул
Кто снял
По интернету гуляют минимум три варианта транслитерации имени Апитчатпона Вирасетакула, поэтому, следуя совету самого тайского режиссера, в дальнейшем будем называть его просто Джо.

Джо, получивший в этом году приз каннского жюри, на этом фестивале гость частый и любимый ещё с начала двухтысячных. В 2010 за «Дядюшку Бунми, который помнит свои прошлые жизни» он удостоился «Золотой пальмовой ветви».

Воспринимая свои работы скорее как перформансы, Джо переосмысляет местную мифологию, устраивает показы на клубах дыма вместо экрана и разрешает зрителям спать на сеансах.

Новый фильм впервые был снят за пределами родины и без актеров-соотечественников. Со сменой режима на военную диктатуру Тайланд пришлось сменить на Колумбию. Неизменным остался только оператор — Сэйомбху Мукдипром, помогающий режиссеру выстроить фирменные медитативные кадры (помимо картин Джо, из-под его камеры вышли «Назови меня своим именем» и недавний ремейк «Суспирии»).
О чем
На этот вопрос вам придется ответить самим. Режиссер не очень стремиться раздавать ключи от своих творений, а главный редактор журнала «Искусство кино», наш преподаватель, Антон Долин вообще прямо говорит, что всем станет легче, если просто перестать называть фильмы Вирасетакула фильмами.

Сестра Джессики, которую та приехала навестить в Боготу, больна и постоянно спит. Джессика тоже больна и оттого спать больше не способна. Ее мучает «синдром взрывающейся головы» (согласно Википедии: ненормальное сенсорное восприятие во время сна, при котором человек испытывает нереальные шумы). К тому же у героини, а может и у всех, кроме нее, начинаются проблемы с памятью: почивший в прошлом году дантист оказывается жив, а коллеги звукорежиссера Эрнана, пытающегося вместе с Джессикой воссоздать страшный звук, утверждают, что он никогда тут не работал. Проблем с памятью (и со сном, кстати, тоже) нет только у живущего в глуши тезки Эрнана, который считает себя жестким диском.

А ещё в фильме есть лекции по археологии, НЛО и говорящие камни.
Каст
Весь фильм — безоговорочный бенефис Тильды Суинтон, самой уникальной и в тоже время самой универсальной актрисы, а точнее «кинематографиста» (как она сама себя называет) планеты Земля (если она, конечно, отсюда). В «Памяти» Тильда и главная героиня, и креативный продюсер, и полноценный соавтор. Идею совместного проекта кинематографист и режиссер, подружившиеся на все том же Каннском фестивале, вынашивали почти двадцать лет.

Финальная задумка родилась из обсуждений реального диагноза, мучавшего Джо многие годы, и недуга знакомого обоим — бессонницы. В интервью Антону Долину Тильда призналась, что они даже сняли сцену, в которой она взаправду засыпает, но тогда еще не излечившийся режиссер счел ее слишком интимной и в фильм не включил. Ролик войдёт в состав выставки, посвящённой съемкам.
Зачем смотреть
Чтобы содрогнуться от разрывающего голову звука среди абсолютной тишины и, не отрываясь, следить за действом, где действия почти нет.

!Attention! пережить все это удастся лишь в стенах кинозала — дальнейший релиз на стримингах запрещён по решению режиссера.
«Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"»
реж. Уэс Андерсон
Кто снял
Еще один режиссер в нашей подборке, который не нуждается в представлении. Уэс Андерсон — многократный номинант «Оскара», «Золотого глобуса», Каннского и Берлинского кинофестивалей и так далее по списку, который еще долго продолжать, и по совместительству самый «ламповый» режиссёр современности.

Вместе с Андерсоном над сценарием уже не первый раз работали: ещё один из клана Коппола — Роман, британский иллюстратор The New Yorker — Хьюго Гиннесс, и Джейсон Шварцман, с легкой руки которого городок Ангулеме преобразовался в Ансуи-сюр-Блазе (в пер. с фр. «скука уставших»).

Ну и вишенка на этом вишневом торте — композитор Александр Деспла (два «Оскара» из одиннадцати номинаций, два из двенадцати «Золотых глобуса», «Серебряный медведь» и приз Венецианского кинофестиваля и так далее по списку, который еще долго продолжать).

О чем
Ода журналу The New Yorker и интеллектуальному французскому кино. Три новеллы, визуализирующие статьи несуществующего американского еженедельника, которому вот-вот предстоит завершить свое существование. Безумный абстракционист сидит в камере полной фресок, которые никому не нужны, кроме предприимчивого галериста (к слову, огромные полотна буквально за пару месяцев создал немецко-новозеландский художник, бойфренд Тильды Суинтон — Сандро Копп), борьба студенческих обществ за доступ в женские общежития после отбоя и кулинарный детектив, напоминающий, что Ангулеме, прежде всего, французская мекка комиксистов. В общем, по доброй андерсоновской традиции — эстетично, тепло, обаятельно, смешно и одновременно до щемящего грустно.
Каст
Если вы вдруг относитесь к тому проценту, кто не ждал фильма с момента анонса, а сказанное выше все еще не кажется достаточно убедительным, достаем последний козырь — -дцать друзей Уэса:
Зачем смотреть
Фильмы Андерсона — это когда, приходя в кино, уже знаешь, что получишь, и никогда не уходишь разочарованным.
Материал подготовила Ирина Косицына
Начните обучение в «Индустрии»!
Хотите разбираться в кино?