-15% на все программы ДПО
Такое бывает только в кино до 26.04
«Я понимаю, что кино — это уже на всю жизнь», — Александр Пузырев
Интервью с Александром Пузыревым, автором курса «Режиссура монтажа»
Мой путь от начала карьеры в кино до значимых проектов занял около 5 лет — это очень небольшой срок, но у меня нет ощущения, что он был супер простым и стремительным.

Помогли желание и уверенность, что у меня точно всё получится, а также удачно сложившиеся обстоятельства, позволившие попасть в кинокомпанию.

Меня вдохновляют достаточно простые, на первый взгляд, вещи, которые находятся рядом со мной каждый день и наполняют мою жизнь: семья, сын и люди, с которыми мы делаем проекты. И, конечно, студенты: когда у них начинает что-то получаться, когда наши выпускники монтируют свои первые фильмы, и я вижу их первые премьеры — это потрясающее ощущение!
Монтаж — это постоянный поиск.
Каждый проект — это что-то новое. Постоянно приходится самому себе доказывать, что ты готов, что ты можешь. Я не уверен, что в монтаже кино когда-либо приходит уверенность, что ты являешься специалистом, который сразу знает, как смонтировать фильм. В этой профессии, на мой взгляд, такая уверенность просто невозможна: каждый проект для тебя новый. Каждый раз ты думаешь, каким образом лучше его смонтировать — всё время пробуешь, ищешь какие-то альтернативные пути. Монтаж — это постоянный поиск. Даже профессиональный монтаж может не работать с первого, второго или третьего раза, но поиск нужно продолжать до лучшего решения. Представьте, что перед вами лежит пазл на 1500 элементов — далеко не сразу понятно, как совместить их правильно. Но если вы начнете искать ключ к решению этой задачи, то рано или поздно обязательно соберете цельную картину.
Про уход из IT и начало кинокарьеры в 27 лет
У большинства абитуриентов возникают одни и те же запросы: они не получают удовольствия от своей нынешней работы. Я был точно в такой же ситуации. На тот момент мне было 27, и я понимал, что надо что-то менять. Тогда я начал искать...

Не могу сказать, что всю жизнь мечтал работать в кино, а затем внезапно проснулся с мыслью: «Хочу стать режиссером монтажа». Но я помню, что сказал себе: «Мне нужен такой род деятельности, которым я буду продолжать заниматься, даже если мне не будут платить за это деньги. Что-то, от чего я буду получать удовольствие — и это будет мне в кайф». Это то, что называется «хобби, за которое тебе со временем начинают платить деньги» — я искал что-то такое. В какой-то момент я занимался и фотографией, и видеосъемкой, но только когда сел монтировать, понял, что мне безумно понравилось всё это «собирать». Помню, что мне ужасно не понравилось снимать видеоматериал, но когда дело дошло до монтажа — я занимался им с огромным удовольствием! Что-то переставлял, как-то двигал музычку... И именно тогда я понял, что мне это нравится. Начал развиваться в данном направлении: смотреть больше кино, много читать, изучать, искать какую-то практику.

Я сразу решил, что хочу только в кино. Уже в то время я мечтал о моменте, когда сяду в кинотеатр рядом со зрителями, и буду знать, что они смотрят кино, в создании которого я принимал участие. Вот этого мне хотелось очень сильно. И чтобы максимально сократить свой путь до кинотеатра, я пошел учиться. Помню свои первые титры после фильма «Напарник». Несмотря на то, что в тот момент я еще был в должности ассистента режиссера монтажа, безумно гордился собой и всей командой, осознавая, какой вклад мы внесли в создание этого фильма. И эти ощущения остались со мной до сих пор — они обеспечили мне прилив вдохновения на годы вперёд.

С того момента я, по сути, живу от премьеры до премьеры: каждый выход нового фильма, над которым я работал, является самым мощным стимулом для дальнейшего движения и развития.
Как работает режиссер монтажа
Задача режиссера монтажа всегда сводится к одному - интересно и захватывающе рассказать историю. Наша профессия не про то, как правильно склеить два красивых кадра. Если у вас не получился фильм — значит, вы не смогли рассказать историю.

Первая версия фильма собирается режиссером монтажа самостоятельно, без стороннего участия кого-либо. Для этого ему нужно разбираться в драматургии, звукорежиссуре и операторской работе, иметь сформировавшийся музыкальный вкус, а также уметь смотреть фильм глазами зрителя — понимать, что он чувствует.

Помимо этого, очень важно стать союзником режиссера, помочь ему рассказать его авторскую историю. По сути, в качестве монтажера режиссер ищет такого человека, который не будет эмоционально привязан к материалу.

Работа с режиссером — это диалог,
полностью взаимное сотрудничество.
Что привлекает в профессии режиссера монтажа
Режиссер монтажа — это человек, который первым увидит фильм целиком, для меня это безумно привлекательно.

Режиссер монтажа — это человек, который рассказывает историю. Мне нравится, в приятном понимании этого слова, манипулировать людьми, их эмоциями.

Режиссер монтажа — это отсутствие рутины. Каждый проект — это новая маленькая жизнь, которую ты проживаешь. И заранее знаешь, что тебе предстоит увлекательное путешествие длинной минимум в год.
Про work-life balance и поиски истинного призвания
Сейчас у меня нет никакого разделения на «работа» и «офис». Дома я точно так же могу заниматься работой, а на выходных — точно так же могу поехать в офис или на какие-то съёмки. По сути, офис — это мой второй дом, я провожу там большую часть жизни. Мы стараемся выстроить пространство в нашем офисе таким образом, чтобы туда хотелось приезжать каждый день, чтобы там всё было по-домашнему комфортно и удобно.

Что касается хобби, то монтаж — это и есть мое хобби. Понятное дело, что есть и другие активности, которые меня привлекают, но если все мое время занято монтажом, я не страдаю от этого.

Самое важное, что я стараюсь всё время доносить студентам: ощущение спокойствия и благополучия в нашей профессии — очень обманчивая штука. После первого смонтированного фильма у большинства людей начинает возникать ощущение, что теперь-то они всё знают и умеют. Но после монтажа второго фильма, невольно вспоминаешь свой первый опыт и понимаешь: «А, нет, кажется, тогда я всё же не всё знал и умел». А когда ты смонтировал свой пятый фильм, глядя на первый, уже думаешь: «Как вообще меня допустили к монтажу?». Поэтому очень здорово, что фильмы делаются большой командой.
Мне кажется, что какого-то большого успеха в кино добиваются именно те люди, которые посвящают ему очень большое количество времени и сил.
В плане выбора профессии удовлетворенность определенно есть — я чувствую, что оказался именно там, где хотел быть. Конечно, в самом начале я предполагал, что из-за накопленных знаний и опыта с каждым проектом будет становиться легче, но на деле оказалось, что это не так. И если вначале часто хотелось все бросить и уйти, то позже я пришел к пониманию, что справляться с большим количеством ответственности и решать сложные задачи намного интереснее — это целое поле для исследований! Поэтому сейчас я мало представляю свою жизнь без кино. Могу ли представить ее без монтажа? Да, наверное, могу. Но кино — это уже, наверное, навсегда.
Что дает преподавание режиссуры монтажа
Пару лет назад, когда Саша* позвал меня делать первую очную программу в «Индустрии», возникла одна сложность: я пришел к пониманию, что не всегда осознаю, как объяснить студентам, почему некоторые вещи в монтаже я делаю именно так, а не иначе.
* Александр Андрющенко — российский режиссер монтажа, актер и продюсер.
Зачастую монтаж — это супер интуитивный процесс. И только преподавая, ты начинаешь систематизировать собственные знания и опыт, чтобы передать их студентам. Отсюда вытекает, что преподавание даёт мне постоянное развитие. А еще я безумно кайфую от результатов студентов! Они — главный источник моего вдохновения. Я отлично помню, как сам начинал этот путь, каким важным фактором для меня лично было наличие поддержки в лице куратора, который будет вести, помогать и наставлять в профессии, особенно на первых ее этапах. Поэтому мне хочется, чтобы теперь и я мог как-то помочь тем, кто планирует сменить вектор своей жизни в сторону творчества и ухода от рутинной работы. Я помогаю и стараюсь давать, по крайней мере, возможность работать в киноиндустрии. Это меня невероятно вдохновляет!
Каким должен быть идеальный абитуриент режиссуры монтажа
К нам приходят очень разные студенты, поэтому я бы не хотел расписывать какой-то определенный психотип режиссера монтажа. В первую очередь важно желание — если человек понимает, куда он идет, чего хочет добиться и имеет четко сформированные ожидания относительно конечной цели нашего совместного путешествия, тогда я понимаю, что нам с ним по пути.

У нас есть ребята, которым невероятно сложно осваивать конкретно эту специальность. Да, они приходят с непониманием некоторых нюансов, но готовы разбираться, вгрызаться в знания — они не боятся ошибаться, пробовать, спрашивать. Очень здорово сначала обучать таких людей, а потом и работать с ними бок о бок.

Мне кажется, что худший вариант развития событий состоит не в том, что у тебя что-то не получилось, а в том, что ты побоялся попробовать. Поэтому самое важное качество идеального абитуриента — это целеустремленность и желание никогда не останавливаться, даже если сто раз что-то не получилось.
Что ждет студентов после выпуска
Сразу после выпуска работа на крупных проектах в качестве режиссера монтажа, конечно, маловероятна — по этому поводу лучше не строить иллюзий. Но зато большинство наших студентов ждет ассистентская должность. В этой должности можно и нужно идти работать на большие проекты, набираться опыта, заводить полезные контакты и проявлять себя. Точно так же студенты часто уходят работать к практикующему режиссеру монтажа на фрилансе. По опыту предыдущего курса могу сказать, что у всех карьерный путь строится по-разному. Например, кто-то из наших выпускников ушел работать в рекламу; кто-то начинал с ассистентства и работы на площадке, а сейчас, спустя 2 года, делает большие проекты в качестве режиссера монтажа.

Нужно быть готовым, что первые год-два после окончания курса придется поработать со множеством различных проектов и компаний — и со временем, если не бросить, все будет так, как вы и хотели.
Как проходит обучение
Студенты работают на материалах кино, которое вышло на нашей киностудии (*«Водород») — это «Лед 2», «Спутник», «Вторжение» и т.д… Есть разные задания, которые студенты самостоятельно снимают и монтируют, в том числе несколько реклам. А ещё у нас есть материал студентов «Индустрии», обучающихся на других программах. Например, если студенты курса режиссуры что-то снимают в момент обучения, то студенты программы режиссуры монтажа могут присоединиться к команде.

Обучение на профессиональном материале — это огромное преимущество нашей программы. На мой взгляд, всё обучение происходит не в моменте, когда человек монтирует, а именно тогда, когда он что-то исправляет. Поэтому у нас постоянные перемонтажи, постоянные исправления, постоянные правки. А практика на профессиональном материале дает возможность работать по хорошо снятому и поставленному сценарию, где студентам нет необходимости думать о каких-то сценарных исправлениях — у нас непосредственно монтажная история, и наш курс, в первую очередь, строится на практике.
Как происходит дистанционное обучение
Научиться монтировать по видеолекциям практически невозможно, потому что монтаж — это практическая дисциплина. Поэтому, помимо лекций в записи, во время обучения проводятся постоянные онлайн-встречи и разборы со студентами. Для этого мы привлекаем тьюторов — это режиссеры монтажа, являющиеся либо нашими выпускниками, либо опытными практикующими специалистами. Всех тьюторов я набираю лично и полностью им доверяю. Тьюторы проверяют большую часть промежуточных заданий, а я включаюсь уже на финальных разборах.

Отмечу, что несмотря на достаточно гибкий график, студентам нужно проявлять ответственность в вопросе организации совместных работ: в формате дистанционного обучения данный процесс больше основан на самостоятельных договоренностях наших режиссеров монтажа с коллегами-режиссерами. Сама же программа обучения не претерпела никаких изменений по сравнению с очной: та же самая практика, те же самые упражнения.
Советы тем, кто хочет войти в профессию и начать обучение
Терпение и усидчивость — основные качества, которыми, на мой взгляд, должен обладать режиссер монтажа. Будьте готовы много часов сидеть и переделывать вашу работу и не отступать, если что-то не получается.

А что касается совета, к чему стоит готовиться при поступлении — к тому, что придётся много работать, проявлять инициативу и не думать, что будет слишком просто. Просто не будет! А всему остальному мы обязательно научим.
Начните обучение в «Индустрии!
Хотите стать режиссером монтажа?
Материал подготовила Тина Нусратова