Лица «Индустрии»: Александра Юрага

Не нужно себя жалеть. Бери и делай
27 июля 2023 | Время прочтения 7 минут
Содержание

Из актрисы в режиссеры монтажа

До «Индустрии» я училась во ВГИКе — закончила актерско-режиссерскую мастерскую Сергея Соловьева. Еще на третьем курсе стало понятно, что быть актрисой — не мое. Тогда я начала пробовать себя в чем-то другом, например, занималась постановкой спектаклей, продюсированием клипов и ютубом. Работа на мелких проектах показала, что меня часто не устраивает монтаж — не раз все приходилось перемонтировать самой. Постепенно я осознала, что именно этим и хочу заниматься в будущем. Но монтировать хотелось кино, а это требует знания определенных программ, поэтому предстояло еще научиться технической части.
Я давно знала про «Индустрию», так как наши режиссеры из мастерской работали со Школой. Поступить для меня было довольно легко, возможно, сказалась киношная база (хотя на нашем курсе в итоге было всего три человека, изначально как-то связанных с кино или производством видеоконтента).

Вообще сложно на курсе было только поначалу, когда мы только стали изучать монтажные программы. И то оказалось, что не столько сложно учиться, сколько страшно начать. Все решает практика. Avid — хорошая и надежная программа, она не сломается от одного неосторожного клика новичка. Плюс Саша Пузырев — классный педагог и человек. Он общительный и с ним всегда очень комфортно. А жесткие разборы наших учебных работ — это, по-моему, правильно. Похвалят где-нибудь в другом месте. Здесь ты должен научиться воспринимать критику. Тем более с правками Саши я всегда была согласна.

Ошибки — это нормально. Все мы их совершаем. Да, монтируя, постоянно волнуешься, что не получится, но эти переживания никогда не исчезнут. И это хорошо. Ведь если такие эмоции есть — значит ты готов работать и совершенствоваться, и все получится.
Я разбираюсь в музыке, и она мне хорошо помогает — пока не придумаю мелодию в голове, я полноценно не увижу сцену
Мне кажется, это круто, что пройдя весь этот путь я теперь могу совмещать две разные оптики: понимание сложного авторского кино из ВГИКа и законы коммерческого и зрительского успеха проекта от «Индустрии».

Как работать и на площадке, и на постпродакшене

Сейчас я работаю на проекте, в котором я режиссер монтажа и на площадке, и на постпродакшене. Когда ты монтируешь на посте, то наблюдаешь, как складывается сцена, а на площадке ты буквально создаешь ее вместе с режиссером и командой. Если считаешь нужным, можно даже предложить что-то доснять, и сцена приобретет новый смысл.
В режиссуре монтажа самое интересное — сложить историю,
чтобы она работала
Это уже мой второй проект такого рода. Первым был комедийный сериал «Ира», который скоро выйдет на Okko. Там я сначала пришла на площадку, а потом позвали и на постпродакшн. Вообще, такое происходит нечасто. Но сейчас индустрия постепенно переходит в новое русло, когда ведущего режиссера монтажа проекта зовут на площадку, чтобы тот подсказал, что стоит доснять или переснять, все ли сцены логически склеиваются.
Фотография Александры Юрага со съемочной площадки
На самом деле работа на площадке куда более нервная, чем пост. Ты встаешь в 5 утра, едешь на смену, весь день монтируешь и в конце дня уже должен выдать хороший материал. Чтобы это хорошо получалось, нужны опыт, скорость, мозги и вкус.

Во время работы я смотрю в плейбэк и сразу отмечаю удачные фазы дубля, а после съемки всей сцены складываю их воедино и дополняю звуками и музыкой. Но нужно быть максимально включенным. Я всегда слежу за волосами, постановкой рук и т. д. у актеров, чтобы, например, не было такого, что в одном кадре руки опущены, а в другом они по бокам. Да, на площадке всегда есть скрипт-супервайзер, который смотрит за монтажностью кадров, но я считаю, что чем больше дополнительных глаз, тем лучше. Мне же потом монтировать.

О работе с кинохроникой

Еще я успела поработать над созданием документального многосерийного фильма Анны Крутий «Цвет истории». Это проект платформы Premier, интересный, но очень трудный в плане процесса — архивные съемки благодаря нам буквально приобретали цвет.

Сначала мы с редактором и режиссером тщательно отбирали военную хронику 1941−1945 годов, я компоновала эпизоды, подбирала музыку. Затем нужные кадры выкупались из архивов, пересобирались заново и отправлялись на колоризацию, там кадры сначала красит искусственный интеллект, а затем правят и докрашивают колористы. Процесс очень трудоемкий — на создание одной серии уходило месяца четыре.

Сейчас, уже с высоты своего опыта, я понимаю, что документальное кино монтировать гораздо сложнее, чем игровое. У тебя нет определенного сценария и приходится выстраивать фильм от имеющихся кадров.

На этом проекте я работала с режиссером монтажа Анной Крутий — мы познакомились в «Индустрии», когда Саша Пузырев пригласил ее провести несколько лекций. Она тогда нас не жалела и давала много полезнейшей практики с разбором сложных сцен. А потом Аня предложила мне стать режиссером монтажа ее проекта. Так началось наше сотрудничество, и по сей день оно не заканчивается.
Кадр из сериала «Цвет истории» 2023 г., режиссер Анна Крутий

О дальнейших планах

В январе я подумала, что хотела бы посотрудничать со «Студией Видеопрокат», так как они делают хорошее кино. А сейчас я и правда работаю с ними — здорово сложилось.
Из проекта в проект тебе приходится чему-то учиться, даже если не хочешь
Во время учебы часто думаешь, что ждет дальше и кем будешь работать. Я считаю, что главное — не расслабляться и все время искать, где попрактиковаться. Если и правда хочешь быть в профессии, поначалу нужно соглашаться на любые проекты.

С каждым проектом ты учишься чему-то новому, открываешь необычные приемы в монтаже, находишь подходящую музыку. В дальнейшем мне было бы интересно поработать с кино, построенном на музыке, например, киномюзиклом. А еще мечтаю, чтобы в России развивался жанр мощного документального кино и сериалов, как делают Netflix и HBO, где игровое соединяется с документальным.
Фотография Александры Юрага
Автор статьи Марина Кузнецова
Error get alias
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку данных и получение писем и сообщений от Высшей школы «Среда обучения» и Школы кино и телевидения «Индустрия»
Договор-оферта