Лица «Индустрии»: Артем Захарьян

Студент грантового курса Жоры Крыжовникова «Шоураннер» о том, как не переставать стучаться во все двери, рассмешить Илона Маска и попасть на фестиваль «Короче»
18 сентября 2023 | Время прочтения 14 минут
Содержание

«Мой юмор оценил сначала Илон Маск, потом Жора Крыжовников»

Артем Захарьян учится на грантовом курсе «Шоураннер» Жоры Крыжовникова. В этом году он снял короткий метр «Прическа» и успешно показал его на кинофестивале «Короче» в Калининграде. О том, как прийти в кино из КВН и рекламы, снять фильм у себя дома и не сойти с ума на постпродакшене, Артем рассказал в интервью.

КВН и скетч-шоу

Я всю жизнь играл в КВН в разных командах Краснодарского края. Со сборной «Краснодар-Сочи» мы побывали в Премьер-лиге и даже сыграли одну игру в Высшей. Живя в Краснодаре, я писал все, что мог: сценарии для команд, скетчи и прочую развлекаловку.

Я думал, что моя кинокарьера начнется в 2014 году, когда меня позвали писать сериал для ТНТ. Мы работали полгода, даже сняли пилот, но все заглохло…

Я продолжил стучаться во все двери. Работал на радио, снимал документальные фильмы, кулинарные и детские передачи для кубанского телевидения, был в команде местного СТС, делал трэвел-шоу для канала ТВ-3 — «Знания и эмоции» (мы объездили 12 стран). Успел поработать и в рекламном агентстве: мы сделали супер кейс — сняли ролик специально для Илона Маска. Это была моя первая режиссерская работа.
Мы пригласили Илона Маска на бизнес-форум в Краснодар, повесили баннер с QR-кодом перед офисом SpaceX в калифорнии, код вел на ролик-приглашение. Маск приглашение принял и написал, что мы его рассмешили

Как стучаться во все двери

Моей мечтой было стать сценаристом в Good Story Media, я заочно влюбился в команду, когда они выпустили «Физрука» и «Ольгу». Эти сериалы я смотрел с карандашиком и выписывал, где какая сюжетная линия, куда она идет, где центральный поворот. Помимо этого я прочитал, кажется, все книги по сценарному мастерству, послушал все мастер-классы, которые нашел в свободном доступе.
Я писал в личку в соцсетях продюсерам, шоураннерам, всем, кто снимал комедии: «Привет, у меня есть несколько коротких метров, скетчей, возьмите меня стажером». В основном, это ни к чему не приводило
Единственным, кто мне ответил, был Артем Лемперт, шоураннер сериала «Ольга»: «Все авторские группы укомплектованы, если что-то появится — напишу». Это был вежливый отказ, но для меня это был шанс. Я поставил напоминание в телефоне и один раз в месяц писал ему: «Привет, у вас случайно не появилась вакансия?» Артем снова и снова вежливо отказывал, а я ему писал, писал, писал. Летом 2018 я занимался шоу «Знания и эмоции». И тут мне написал Артем, сам! А затем позвонил еще один шоураннер Павел Орешин, и сообщил, что меня готовы пригласить в сценарную комнату, писать сериал. Спустя два года! Я ответил: «Очень жаль, но я завтра улетаю в Венецию. Если вы дождетесь, я вернусь, смонтирую несколько программ и через пару месяцев к вам присоединюсь».
Ничего случайно не бывает, нужно ломиться во все двери, и, может быть, одна приоткроется на какой-то миг. Но если ты профукаешь этот шанс, она опять закроется на пять лет
Когда я вернулся, шанс был упущен.

Фотография Артема Захарьян

Шанс в «Индустрии»

Я уже жил в Москве и работал в большом рекламном агентстве, делал рекламу для Билайн. Я написал пилот сериала и показал своей знакомой режиссерке, с которой мы вместе старались что-то писать, но безрезультатно. В телефонном разговоре она упомянула о наборе в школу «Индустрия». Это оказался грантовый набор на курс «Шоураннер». Набирал Жора Крыжовников. А я фанат «Звоните ДиКаприо!». Для отбора нужно было прислать видеовизитку и фрагмент из короткого метра до пяти минут. У меня короткого метра не было, но я увлекался тиктоком и даже снимал ролики о для брендов.
Я сомневался, что смогу заинтересовать одной минутой, но надеялся, что хотя бы кто-нибудь посмеется. Так и произошло. Меня пригласили на собеседование с Андреем Николаевичем (Андрей Николаевич Першин — он же Жора Крыжовников) и Александром Андрющенко (продюсер и режиссер студии VODOROD). Они отметили чувство юмора и, убедившись в том, что я умею хоть как-то писать, пригласили на курс. Всего из более чем 600 заявок они отобрали 25 человек с самым разным бэкграундом, среди которых были квнщики, актеры, журналисты, театральные драматурги, ну и, конечно, киношники со всей страны.

Кроме тиктоков на полторы-две минуты и ролика для Илона Маска я сам ничего не снимал. Поэтому, когда делал первый игровой этюд, у меня вышел клип. Я придумал офисную историю, снял своих коллег и думал, что получилось гениально. А получилась клюква, корпоративное видео в лучшем случае. Это был важный урок — если пытаешься рассмешить зрителя изо всех сил, как правило, получается обратное.
Когда получаешь щелчки по носу, начинаешь думать, а что я делаю неправильно, наверное, надо как-то по-другому
Каждому студенту нужно уметь убавлять эго и прислушиваться к советам мастера. Этому меня научила работа в рекламе, когда ты показываешь 30 роликов креативному директору, потом менеджерам, затем клиенту и слышишь 30 отказов. На 31 дают добро.
Мне кажется, это очень классный скилл — уметь слышать отказ
Фотография со съемок короткометражного фильма «Причёска» 2023

О «Прическе»

Так вышло, что я защитил диплом дважды. Сначала мы написали с одногруппниками пилот семейной комедии и продали его СТС. Потом я снял короткий метр «Прическа».
Сюжет нашел отклик у мастера и одногруппников с первого драфта: простая история, конфликт отцов и детей — шуточное противостояние молодого мужчины Вити и его сурового тестя Валерия Семеновича.
Образ сильного злого взрослого мужчины, который знает, как надо, висел в воздухе
У меня была конкретная цель — попасть на фестиваль «Короче». Это моя давняя мечта, поэтому я распланировал съемки так, чтобы успеть подать заявку до конца июня. Команду я собирал из друзей и знакомых, которые готовы были поработать бесплатно или за символические пару-тройку тысяч. Для саундтрека попросил знакомого пианиста сыграть Вивальди. Оператором выступил мой друг, с которым мы еще в Краснодаре снимали передачи про огурцы, цемент и Олимпийские объекты. Вторым режиссером стала моя давняя приятельница, которая в обычной жизни реквизитор, — у нее тоже случился дебют. Очень помогли студенческие чаты. В них я давал объявления о поиске команды, там я нашел режиссера монтажа — студента «Индустрии» Пашу Арсеева. «Прической» он, кстати, защитил диплом на пятерку. Также к команде присоединилась продюсер Наташа (Наталья Князькова — студентка продюсерского курса «Индустрии»). Сам я был режиссером-сценаристом-продюсером.
Фотография со съемок короткометражного фильма «Причёска» 2023

Фотография Натальи Князьковой

От продюсера Натальи Князьковой

С Артемом мы нашлись в чатике «Индустрии», куда закинули объявление, что нужен продюсер. Я пришла в проект уже в процессе и помогла сформировать команду. Часть обязанностей взяла на себя: нашла актрису, фокус пуллера, оператора, хлопушку, решала вопросы с локацией и реквизитом. Потом помогала оформлять все бумаги, в том числе прокатное удостоверение. Приятно работать с толковым режиссером, когда у человека есть опыт и мне не приходится следить за всем-всем-всем. Артем из таких. Планируем еще поработать вместе и поучаствовать в других фестивалях весной.
Снимали два дня в моей квартире. Не рекомендую так делать, потому что можно навсегда поссориться с соседями
Кино — дело шумное и массовое: в квартире собралось 28 человек. Моя соседка напротив оказалась такой доброй, что уехала из города на неделю и предоставила нам квартиру, чтобы мы могли там устроиться, сделать гримерку и кухню.

Я рад, что у меня снялся Сергей Васильевич Степин («Капельник», «Конец света», «Последний министр» и другие). У большинства артистов июнь — очень занятое время. Привлечь в студенческий проект кого-то медийного — большая удача. Честно говоря, когда я писал роль, представлял именно Степина. Поэтому ему единственному и предложил сняться. К счастью, он согласился — ему понравился сценарий. Сильный материал — это очень важно, никто не хочет играть в заведомо провальной истории.

Ад начался во время постпродакшена. Колорист перемудрил с цветокоррекцией, со звуком происходило что-то не то.
На первой монтажной сборке я схватился за голову: «Господи, что они делают, они убили мой фильм»
Я понял, что режиссеру нужно уметь делегировать. В этом суть профессии. Но когда снимаешь фильм почти бесплатно, ты не можешь никому довериться, нужно всех перепроверять по пять раз. Поэтому режиссер должен иметь хотя бы небольшую экспертизу во всех киношных профессиях.

В итоге на фестиваль пришлось отправить фильм с ужасным цветокором. Я написал отборщикам, что фильм перекрасим и звук доделаем. И нас взяли.
В августе я поехал в Калининград на «Короче». Организация для участников была на высшем уровне, классная атмосфера нетворкинга: куча прикольных ребят, все очень открытые.

Перед показом я до последнего момента переживал, что будет со звуком и цветом. Как поведет себя фильм на большом экране? На удивление все прошло хорошо. Я наконец-то выдохнул. В комедии все просто — раз люди смеются, значит им нравится. На «Прическе» смеялись часто.

Когда попадаешь на фестиваль, конечно же, хочешь победить. Квнщики — люди, заточенные на соревнования. Я надеялся, что выиграю приз за лучший сценарий. Но мой фильм, впрочем как и другие мои фавориты, ничего не получил. Все-таки работы Школы заточены на зрителя. А фестивальное кино — это другое. По крайней мере так я себя оправдываю.

Как работать с мастером на площадке

За два года знакомства с Андреем Николаевичем Першиным, у меня сложилось стойкое мнение, что он веселый, дружелюбный, очень тактичный и эмпатичный человек. Если где-то и повысит голос — тут же извинится.

Весной я оказался на площадке сериала Андрея Николаевича, «Слово пацана», в качестве редактора. Эта работа заменила мне преддипломную практику. Я сидел на плейбэке и смотрел, как мастер работает с актерами, с оператором, художниками, со вторым режиссером, с гримом, костюмом, как он отбирает реквизит. И, как мог, заимствовал его методы. Я провел на площадке 70 смен и понял, как она функционирует.

Фотография со съемок короткометражного фильма «Причёска» 2023

О планах

Мне очень понравилось на фестивале «Короче», хочется туда вернуться. Думаю о том, чтобы снять анимационный короткий метр, сценарий у меня есть. Также я продолжаю писать сериал, пишу заявки, синопсисы и показываю все это, кому могу. Надеюсь, «Прическа» даст карьерный старт — продюсеры увидят, как я снимаю с ограниченным бюджетом, и позволят снять что-то в этом направлении, но более качественное. Меня уже пригласили в агентство талантов, посмотрим что из этого выйдет.

Что делать молодым кинематографистам?

К кино важно подготовиться морально, физически и экономически. Это тяжелый труд, требующий крепкого здоровья и стрессоустойчивости — в кино все очень много работают.

Ну, а если вы хотите снять свой короткий метр, ищите деньги, желательно с запасом.
В кино нужно быть сильным энергичным человеком. Попейте витамины
А еще, как и везде, для кино важны софт-скилы и эмпатия. Это раньше можно было быть нелюдимым гением и снимать фильм по пять лет. Сейчас в кино все со всеми дружат, иначе и команды хорошей не собрать, и в дикие сроки не уложиться. Вредным и токсичным места нет.

И самое главное, не бойтесь мечтать. Сейчас такое время, что можно достичь чего угодно, если сильно постараться.
Автор статьи Марина Кузнецова
Error get alias
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку данных и получение писем и сообщений от Высшей школы «Среда обучения» и Школы кино и телевидения «Индустрия»
Договор-оферта