-15% на все программы ДПО
Такое бывает только в кино до 22.04
Пойдем в кино?
Подборка премьер от Школы кино и телевидения «Индустрия»
Сетка премьер, которая по ряду причин последние пару лет живет какой-то своей особой жизнью, ненадолго устаканилась. А значит самое время собрать из нее то, что позволит не только поддержать офлайн-кинотеатры, но и получить настоящее удовольствие от просмотра.

В подборке этого октября вы не увидите громких блокбастеров, но найдете четыре не менее веских причины дойти из дома до большого экрана от мира современного авторского кино.
«Скоро кончится лето»
реж. Яна Скопина
Кто снял
Основатель «Индустрии», режиссер Федор Бондарчук съездил в Казахстан, когда это еще не стало мейнстримом, чтобы в качестве художественного руководителя привезти на питчинг Министерства культуры проект первого полного метра ex-куратора нашей киношколы — Яны Скопиной.
Скопина, ровно как и ее фильм совмещает в себе русские и казахские корни. Режиссерский дебют посвящен летним поездкам к бабушке в позднесоветскую Алма-Ату и наставнику времен ВГИКа Сергею Соловьеву, который в своей «Ассе» когда-то тоже говорил о юности в преддверии новых времен с помощью песен Цоя.

С российской стороны за фильм отвечала молодая, но перспективная продюсерская компания KINOKULT, специализирующаяся на независимом авторском кино. Предыдущий проект компании — российско-грузинская драма «Преступный человек» — был номинирован на лучший фильм в программе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля.

Еще до выхода в официальный прокат «Скоро кончится лето» успел блеснуть на Каннском кинорынке, международном форуме «Роскино», Таллинском кинофестивале в Эстонии и ММКФ-2022 (как раз под конец лета) в секции «Русский
О чем
1990 год, обычное лето в обычном многонациональном дворе небольшого казахского городка. Шестнадцатилетний Баха изучает гипноз, чтобы добиться признания отца и ребят, стать сверхчеловеком и повести на выпускной неприступную соседку Берту. А из каждого чайника звучит Цой и невозможно поверить, что ни его, ни страны для которой он пел, следующим летом уже не будет.
Каст
Как нередко сейчас бывает в авторском кино, подавляющий процент актерского состава до начала съемок к кинематографу отношения не имел вовсе. Кроме пары-тройки актеров, известных казахскому зрителю, герои фильма (в том числе и исполнитель главной роли Алихан Абильдин) были набраны с помощью открытого кастинга, в котором успело поучаствовать более 5000 претендентов.
Польскую красавицу Берту сыграла нетипичная фэшн-модель Ольга Обумова, чье имя продюсеры «Лета» держали в секрете вплоть до самой премьеры. Для Ольги это первая полноценная роль, но не первое появление в кино. Пару лет назад она снялась в уютной короткометражке с интригующим названием «Влажная кожа» от бренда Befree. Ольгу также можно заметить среди гостей на закрытой вечеринке в сериале нашего выпускника Жени Сангаджиева «Happy End».
Зачем смотреть
Вспомнить тех самых забытых себя и проникнуться обволакивающей ностальгией (даже если в 90-х вас не было и в планах).
«Сказка для старых»
реж. Федор Лавров, Роман Михайлов
Кто снял
Еще один режиссерский дебют о романтике 90-х (правда с совсем другим флером) представили два друга — актер Федор Лавров и писатель Роман Михайлов.

Михайлов — живое воплощение фразы про швеца и жнеца. Заслуженный математематик и профессор Российской академии наук, сделавший ряд алгебраических открытий, и в то же время лауреат престижной литературной премии Андрея Белого, спектакли по пьесам которого идут на таких площадках, как БДТ и Театр Наций. Предыдущая сказка Михайлова про последнего ангела в постановке Андрея Могучего получила «Золотую маску». И вот настал черед кино.

Идея будущего фильма пришла во время душевных посиделок на кухне — действенный лайфхак для киношников в творческом кризисе. Лавров, который в последнее время засиделся в образах представителей силовых структур, заинтересовался историей об авторитетских разборах по канонам русского фольклора. В итоге получилась мрачная, минималистичная, но сюрреалистичная «Сказка для старых», взявшая в этом году главный приз фестиваля кинодебютов «Дух огня».
О чем
Было у отца три сына: старший браток, средний браток и младший браток. Идиллию нарушает наказанный по всем понятиям за кражу общака Муля, который спустя три года внезапно воскрес. По крайней мере так утверждают очевидцы, которым он одновременно являлся в Ростове, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Теперь браткам предстоит отправиться в каждый из городов, чтобы повторно похоронить воришку.
Каст
Как метко выразился сам Роман Михайлов, это кино создавалось «чисто на корешах». А кореша тут такие, что ради них одних и можно идти в кино. В ролях разной крупность засветились: режиссер Эльдар Салаватов («Антикиллер Д. К», «ПираМММида»), балаговская «дылда» Вика Мирошниченко, Андрей aka «Бледный» Позднухов из группы «25/17» и Олег Гаркуша из «АукцЫона», философ Михаил Куртов, андеграундный перформер Пахом и символ питерского нацбола Анатолий Тишин, променявший политику на монастырь.
Главную троицу экранных братков составляют сами режиссеры плюс колоритный актер Кирилл Полухин. Полуинфернального Мулю воплотил Евгений Ткачук, без которого после роли Шатова в «Бесах» Владимира Хотиненко заслуженно не обходится почти ни одно авторское (да и коммерческое) кино.

Фильм снимали почти без бюджета и совсем без гонораров на квартирах друг у друга. Так эффектным кадрам с лошадьми «Сказка» обязана конно-драматическому театру «ВелесО», который Ткачук пожертвовал от себя на съемочные нужды.
Зачем смотреть
Погрузиться в поток смыслов и подтекстов, где околокриминальная тематика причудливо перетекает в сказочный нарратив.
«Плотник»
реж. Авдотья Смирнова
Кто снял
Авдотья Смирнова — наш краш из «Школы злословия» и сценаристка культовой «Прогулки» Алексея Учителя — в новом режиссерском проекте вернулась от исторических драм XIX—XX вв.еков («История одного назначения», «Вертинский») к драмам века нынешнего, сняв местами невыносимую историю борьбы за жизнь неизлечимо больного ребенка.

Сценарием совместно с режиссеркой занималась популярная писательница Марина Степанова, чей роман «Сад» пару лет назад, казалось, читали все вокруг. Хотя сценарным успехам Степановой пока не удалось затмить литературные, в ее фильмографии можно отметить, например, сериал Вадима Перельмана «Пепел» ставший хитом, в то время когда на российские многосерийники еще никто не смотрел всерьез.

Продакшеном «Плотника» занималась студия Hype Film (Илья Стюарт, Мурад Османн энд ко), спродюсировавшая всего Серебренников от «Ученика» до «Жены Чайковского» и «Казнь» Ладо Кватании, о которой мы писали здесь.

Ответственный за картинку в кадре — Денис Клеблеев, автор ряда документальных фильмов-портретов и оператор этно-драмы «Нуучча» Владимира Мункуева, которая в 2021 покорила «Кинотавр» и фестиваль в Карловых Варах, но так и не вышла в большой прокат…
О чем
В маленькую дружную семью провинциального плотника приходит горе: у сына обнаруживается редчайшее заболевание, из-за которого каждый, даже незначительный ушиб может стать фатальным. Постепенно жизнь родителей превращается в непреодолимый сюр, где теряются моральные силы и ориентиры, а в вечно живого Ленина верится больше, чем в молчаливого Бога.
Каст
Иногда при просмотре кино возникает ощущение, что на эпизодические роли берутся совершенно случайные люди. Но на площадке у Авдотьи Смирновой, кажется, в принципе не бывает «случайных людей». Как рассказывают жители города Ульяновск, где и проходили съемки, жесткий «фейсконтроль» лично от режиссерки коснулся даже актеров массовых сцен.
Центральный дуэт «Плотника», чья мощная игра задает тон всему фильму, — своего рода откровение для экранного зрителя. За спиной у Анны Рыцаревой ряд ярких проектов (в том числе и Смирновой), но всего пара не эпизодных появлений. Сергей Уманов (по первому образованию, что иронично, столяр-краснодеревщик) — прежде всего театральный актер, уже больше двадцати лет служащий в петербургском НДТ Льва Эренбурга (полтруппы которого регулярно снимается в проектах Смирновой).

Роль врача-ревматолога, пришедшего на помощь отчаявшимся родителям, сыграл главная звезда предыдущего проекта Смирновой о певце Вертинском — Алексей Филимонов.
Зачем смотреть
Попробовать за полтора часа пережить то, что пережить в реальности не всегда хватает сил.
«Вихрь»
реж. Гаспар Ноэ
Кто снял
Фильмы Гаспара Ноэ сейчас выходят почти каждый год. По словам самого режиссера такой регулярности удалось добиться, просто перестав придумывать сложнопостановочное кино. «Вихрь», 90% из которого проходят в одном и том же помещении, сняли всего за двадцать пять дней (позапрошлый «Экстаз» — за пятнадцать).

И все же, несмотря на всю эту продуктивность и неоспоримый ореол культовости вокруг личности режиссера, Ноэ — величина, что далеко не все решаются покорять. Но на этот раз зрителей, в свое время испугавшихся рекорда за самую долгую сцену изнасилования в историю кино, можно смело звать на сеансы. Новый фильм, как говорится в одном меме, делает больно иначе.

В производстве картины приняла участие уже состоявшаяся команда, прошедшая с Ноэ не через один фильм: именитые французские продюсеры Брагим Шиуа и Венсан Мараваль («Жизнь Адель», «Ветреная река» и «Завод» Юрия Быкова), а также режиссерка, сценаристка и совместительству жена Ноэ Люсиль Хадзихалилович («Невинность», «Уховертка»).
О чем
Пожилые супруги день изо дня хаотично слоняются по причудливым коридорам захламленной парижской квартиры, в проблесках угасающего сознания пытаясь проводить самолечение, писать книги, налаживать отношения с родными и любовниками и просто прибираться. Предельно честное и насквозь бытовое кино, посвященное тем, «чей мозг разложился раньше сердца».
Каст
Почти все сцены фильма — импровизация исполнителей главных героев Дарио Ардженто и Франсуазы Лебрун.

Лебрун — признанная актриса авторского кино, славу которой в 1973 году принес киношедевр Жана Эсташа «Мамочка и шлюха», основанный на реальном романе актрисы с режиссером.

Дарио Ардженто — вовсе не актер, а один из самых значимых авторов слэшеров и законодатель джалло (итальянского подстиля, мешающего ужасы и эротику). Его «Суспирию» переснимал любимец Венеции Лука Гуаданьино, а в кинотеатрах совсем недавно закончился прокат «Темных очков», снятых спустя десять лет режиссерского молчания.
Зачем смотреть
В очередной раз убедиться, что кино — это искусство.
Материал подготовила Ирина Косицына
Начните обучение в «Индустрии»!
Пора снимать свое кино