Узнать больше
Киберпонедельник в «Индустрии»
Только до 30 ноября
Скидка 25% на профессию мечты
до 30 ноября
Пойдем в кино?
Подборка премьер от Школы кино и телевидения «Индустрия»
Наконец-то наступила зима! В воздухе вовсю чувствуется новогоднее настроение и минусовая температура, а значит самое время укрыться от непогоды в уютном зале кинотеатра. На этот раз мы положили под елочку особенно большую подборку ярких кинопремьер, чтобы вам было что посмотреть как в ожидании главного дня года, так и на затянувшихся праздничных выходных.
«Матрица: Воскрешение»
реж. Лана Вачовски
Кто снял
Своим появлением франшиза, заставившая усомниться в окружающей нас реальности, задала мировому кинематографу тон, отголоски которого ощутимы и двадцать лет спустя (возьмем хотя бы бесконечные оммажи на зависшую во время боя Тринити или Нео, невозмутимо уклоняющегося от пуль).

С последней части утекло много воды. Братья Вачовски пришли к себе настоящим и создали еще несколько ярких блокбастеров вроде «Облачного атласа» и «"V" значит Вендетта». А вселенная «Матрицы», не считая чисто фанатского творчества, наполнилась аниме спин-оффами, играми и комиксами. И вот, наконец, мы получили полноценное продолжение.
К сожалению, одна из сестер-режиссерок, Лилли Вачовски, из-за эмоционального перегруза решила не принимать полноценного участия в предстоящем реюнионе. Зато к серии вернулись исполнительный продюсер первой части Брюс Берман («Джокер», «Одиннадцать друзей Оушена» и «Шерлок Холмс» Гая Ричи), а также продюсер «Революции» и всех новых работ Вачовски — Грант Хилл.

Среди операторов картины засветился дважды оскароносный Джон Толл («Храброе сердце», «Железный человек 3», «Облачный атлас»). А за музыкальное оформление взялись Джонни Клаймек и Том Тыквер — создатели чарующих саундтреков к тому же «Атласу» и фильму «Парфюмер: История одного убийцы» , который Том ещё и срежиссировал.

В общем, явно стоит приготовиться к чему-то грандиозному!

О чем
В конце третьей части программа-оракул Пифия предрекла, что мы когда-нибудь еще увидим Нео, и, как всегда, не ошиблась. Герой и его возлюбленная не погибли, но и не победили армию Машин. Мистер Андерсон снова в Матрице — пьет горстями те самые синие таблетки и старается не замечать никаких подозрительных кроликов. Но приходит время оставить насиженное кресло в кабинете психотерапевта и вновь побороться за будущее всего человечества.
Каст
Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс вернулись к своим культовым образам. Правда, заматеревший Нео теперь сильно смахивает на другого киношного супер воина — Джона Уика, новый фильм про которого (тоже четвёртый) снимался в те же сроки.

В отличие от товарищей по команде, капитан «Навуходоносора», Морфеус, наоборот, омолодился до обладателя «Эмми» и премии Гильдии актеров Яхьи Абдул-Матина II. Судя по кратким заявлениям из разных интервью, Лоренсу Фишбёрну, актеру оригинальной серии, предложений сыграть в новой части не поступало.
Агент Смит тоже порядком проапгрейдился, как и весь род агентов в целом. Неизменным остался только мелькнувший агент Джонсон из «Перезагрузки» (да, у него тоже было имя), снова сыгранный Дэниелом Бенхардом (иронично, что именно его персонаж в «Джоне Уике» чуть не победил персонажа Киану).
Зачем смотреть
Чтобы вернуть свои 00-е, достать посреди зимы солнечные очки и после стольких лет узнать, удастся ли все-таки Избранному спасти наш мир.
«Казнь»
реж. Ладо Кватания
Кто снял
Прежде всего, Ладо Кватания — один из самых ярких клипмейкеров России. Он снимал для Хаски, Оксимирона, Noize MC, Манижи и Найшуллера, а также таких крупных брендов, как Adidas, Visa, Reebok и Yandex.

Любовь к кино будущему режиссеру привили работа продавцом видеокассет (где-то улыбнулся один Тарантино) и мать, с которой он, еще не будучи школьником, освоил весь корпус классических хорроров. Последнее особенно повлияло на жанровые предпочтения Ладо. Отец-абьюзер из клипа Maнижи «Мама» и красотка-клептоманка из «Золота» группировки «Ленинград» оказываются оборотнями, а Оксимирон в «FATA Morgana» читает рэп прямо во время собственного вскрытия.

Полнометражный кинодебют — не хоррор, а триллер, без монстров и прочей фантастической атрибутики, но страшно от этого не меньше. Вместе со сценаристкой Ольгой Городецкой режиссер для своего сюжета перелопатил множество реальных дел советских маньяков.

Результат получил поддержку федерального «Фонда кино» и частного «Кинопрайма». За продакшн отвечали продюсеры родной для Ладо компании Hype Film Илья Стюарт и Мурад Османн («Уроки Фарси», последние работы Серебренникова и «Спутник», к которому, кстати, приложили руку почти все наши преподаватели). Музыку к фильму ещё до начала съёмок написал Кирилл Рихтер — автор музыкальных тем FIFA 2018 и виртуальной экскурсии по Эрмитажу от Apple.

«Казнь» уже съездила в США на Fantastic Fest и вошла в программу испанского Sitges Film Festival — престижного международного кинофестиваля, специализирующегося на триллерах, хоррорах и фэнтези.
О чем
Спустя десять лет бесплодных поисков серийного маньяка начальство заставило Иссу Давыдова в экстренном порядке закрыть вверенное ему дело. Подходящий подозреваемый сел, несмотря на недостаток улик, сослуживец, выступивший против, запил, ушёл из органов и начал собственное расследование, а сам следователь уехал в Москву и постарался обо всем этом забыть. По иронии судьбы прямо в день повышения героя в родном городке происходит новое нападение с до боли знакомым почерком.
Каст
В роли главного следователя, поплатившегося за должностное преступление, новое для российских экранов лицо — Нико Тавадзе. Актер живет в Грузии и служит театру больше, чем кино (когда-то даже основал и возглавил собственный фестиваль).

Следователя-правдоруба, идущего наперекор высшим чинам, сыграл номинант «Золотого орла» и дважды «Ники» — Евгений Ткачук.

Жертвами маньяка (его мы, конечно, раскрывать не станем) стали Юлия Снигирь и Аглая Тарасова. По сюжету, они сёстры, первая из которых — загадочная la femme fatale, а вторая — нежное существо, меняющееся под гнетом кошмарных потрясений.
Зачем смотреть
Чтобы вслед за авторами попробовать проникнуть в сознание серийного убийцы и понять, что даже в кино самые страшные монстры — это люди.
«Море волнуется раз»
реж. Николай Хомерики
Кто снял
Лет пятнадцать назад, в начале своей режиссерской карьеры Николай Хомерики ездил на Каннский фестиваль (даже взял награду студенческой программы Cinefondation) и делал (не всегда) черно-белое кино о жизни, смерти и природе человеческих отношений, где в эпизодической роли можно было заметить, например, любимца тех же Канн — Леоса Каракса.

Затем наступил период больших коммерческих проектов вроде триллера «Селфи» и исторической драмы «Ледокол», обращенных к широкому зрителю, но принятых им неоднозначно.

Но в этом году режиссер внезапно вернулся к истокам, да так, что заслужил главный приз «Кинотавра».

Новая авторская картина обошла даже приехавшего после Венецианского фестиваля «Капитана Волконогова» (согласны с этим, правда, далеко не все, но разве победителей судят).

Как мы уже писали здесь, спродюсировали «Море» Роман Борисевич («Тряпичный союз», «Жить», «Неадекватные люди 2») и Александр Кушаев («Тряпичный союз», «Жить», «Холоп»), а отснял (теперь двукратный) лауреат «Кинотавра» — Николай Желудович («Трое», «Молоко птицы»).
О чем
Коля и Саша — два влюбленных подростка, сбежавших из лагеря где-то на черноморском побережье куда-то в оставшийся от бабушки лесной домик. Безлюдная чаща, нехитрый быт, поцелуи, ссоры, снова поцелуи и внезапная соседская пара престарелых дауншифтеров, подозрительно напоминающих самих ребят. Сашу тем временем начинают мучать кошмары, в которых повзрослевший Коля даже не берет трубку, в то время как на ее глазах город смывает огромной волной...

Долгий и неспешный разговор о возможности любви, где каждый может вписать свой ответ в оставленные режиссером лакуны.
Каст
Саша — первая большая роль выпускницы ГИТИСа Ольги Бодровой, принесшая первую большую премию на «Кинотавре», после чего, надеемся, имя актрисы окончательно перестанут подменять словом «дочь».

Для Коли — воспитанника Школы Олега Табакова, Валерия Степанова, который в ГИТИС только поступил, главная роль также стала дебютом.

Пара доппельгангеров имен не имеет (даже в титрах они обозначены просто «мужчина» и «женщина»), зато имена самих Андрея Смолякова и Юлии Ауг хорошо известны российскому зрителю.
Зачем смотреть
Чтобы замедлиться и вновь, хоть ненадолго, почувствовать тепло той самой вечной первой любви.
«Спенсер»
реж. Пабло Ларраин
Кто снял
Чилийский режиссер Пабло Ларраин, оба родителя которого занимались политикой, в основном снимает пробирающие драмы о проблемах родного государства и иногда о женщинах, ставших иконами своего времени.

Пять лет назад на Венецианском фестивале состоялась премьера его «Джеки», где Натали Портман переносила на экран интервью жены тридцать пятого президента США, взятое вскоре после трагической гибели. Картина этого года, вновь показанная в Венеции, носит девичью фамилию и по-своему интерпретирует точку невозврата судьбы принцессы Дианы — жены, которой предстоит погибнуть самой.

«Спенсер» выпустила продюсерская компания Komplizen Film, отвечающая за работы в духе «берлинской школы» (это там, где режиссер-наблюдатель, тягучий сюжет и открытый финал). Пару лет назад она подарила нам нашумевшие «Синонимы» — полуавтобиографическую рефлексию израильтянина Надава Лапида.

В результате получилось такое кино, которое, не умаляя прочих достоинств, называется «стильным». Картинка — операторка Клер Матон («Мой король», «Портрет девушки в огне» и две номинации на «Оскар»), декорации — художник Гай Диас («Начало», «Братья Гримм» и две номинации на «Оскар»), сценарий — автор «Острых козырьков», Стивен Найт (пока только одна номинация на «Оскар»). И все это под саундтрек от соло-гитариста группы Radiohead — Джонни Гринвуда.

Отдельно хочется отметить элегантные наряды Дианы (кстати, почти все из них принцесса носила в реальной жизни) — дело рук известной художницы по костюмам Жаклин Дюран, двукратной обладательницы премии «Оскар» и трехкратной — BAFTA. В платьях Жаклин ходили новые «маленькие женщины», диснеевская Красавица и трижды Кира Найтли из «Гордости и предубеждения», «Искупления» и «Анны Карениной».

Главный вопрос — поможет ли все это заполучить вожделенную статуэтку Американской киноакадемии?
О чем
Несмотря на то, что измена Чарльза уже стала достоянием общественности, принцессе Диане предписано отпраздновать Рождество в кругу королевской семьи. В Сандрингемском дворце принято держать эмоции за забором из расписания смены блюд и вечерних туалетов, в промежутках между которыми принцесса бегает в уборную с приступами рвоты и видит призраков.

Мокьюментари байопик или «сказка о реальной трагедии».
Каст
Нешуточные споры вокруг картины разгорелись задолго до выхода, а точнее, с момента объявления актерского состава. Оно и не удивительно: ультрасовременная enfant terrible Кристен Стюарт и вдруг в почти святом образе «королевы наших сердец».

Но с появлением трейлера и начала первых показов, кажется, отпал всякий смысл сравнивать объем прически или форму носа. Фильм — абсолютный бенефис Кристен, где она в каждой сценой оказывается на новой грани своего бессмысленного и беспощадного бунта. И уже не важно, скрывался ли в выборе Ларраина элемент хайпа — Кристен доказала, что не зря шесть лет назад стала первой в истории американской актрисой, удостоенной премии «Сезар».
Зачем смотреть
Чтобы увидеть, как в три дня можно рассказать всю жизнь, и лишний раз убедиться, что времена, когда мы усмехались над игрой Стюарт, давно в прошлом.
«Событие»
реж. Одри Диван
Кто снял
Картина француженки с ливанскими корнями, Одри Диван, снята по одноименному автобиографическому роману француженки Анни Эрно (в нашей стране он впервые был представлен на недавней московской ярмарке non/fiction). Малоизвестная режиссерка одного фильма, которого не найти в сети, взялась за текст известной писательницы, который за больше чем двадцать лет существования никто даже не переводил. Тишина на тишину дала взрыв. Абсолютный триумф на Венецианском фестивале — четыре «льва», включая золотого.

Музыку к фильму написал Евгений Гальперин — советский эмигрант, за годы в Европе ставший одним из топовых композиторов (в его послужном списке картины Люка Бессона, Барри Левинсона, Андрея Звягинцева и Кантемира Балагова). Соавтором Евгения стал его собственный младший брат — Саша, с которым они уже работали над такими фильмами, как «По воле божьей» Франсуа Озона, «Уроки Фарси» Вадима Перельмана и ремейк бергмановских «Сцен из супружеской жизни» Хагая Леви, показанный вне конкурса на том же фестивале в Венеции, что и «Событие».
О чем
История о борьбе не против «традиционных ценностей», а против системы, которая в какой-то момент решает взять на себя роль вершителя человеческой, а именно женской, судьбы.

Франция 60-х: проживание с партнером до брака равняется общественному осуждению, случайная беременность — перечеркнутому будущему, а аборт — тюрьме. Юной Анне есть что терять: на кону учеба, она же — возможность вырваться из среды безграмотной обслуги, в которой девушка была рождена. Оставшись один на один со своей «неприятностью», Анна отказывается смиряться (кстати, Анни и Одри, обе — дважды мамы).
Каст
Анамария Вартоломей в свои двадцать с небольшим уже актриса со стажем и персонажи, осмысляющие на экране реальный травматический опыт, для нее не в новинку. Ее первой работой (в дуэте с самой Изабель Юппер) стала роль юной эротической модели из «Моей маленькой принцессы» — личной истории и режиссерского дебюта актрисы Евы Йонеско.

Через главную героиню «События» Анамарии удалось выразить травму не просто отдельного человека, а целого поколения — проблему, в некоторых регионах и головах и сейчас не теряющую свою актуальность. В какой-то момент все происходящее начинает напоминать настоящий боди-хоррор, так что, если вы уже однажды выдержали сцену домашнего аборта в «Нимфоманке» Триера, есть шанс снова испытать выносливость на прочность.
Зачем смотреть
Чтобы посмотреть, что случается, когда человека ограничивают во власти над собственным телом.
«Все прошло хорошо»
реж. Франсуа Озон
Кто снял
К удивлению многих критиков, юбилейная, сорок пятая картина Франсуа Озона так и не получила главного приза Каннского кинофестиваля. Редакторы журнала «Искусство кино» (и наши преподаватели) Антон Долин и Зинаида Пронченко в один голос заявляют, что Озон снял лучший фильм своего постэпотажного периода (отсчет условно ведётся с почти документальной драмы «По воле божьей»), а то и лучший за всю карьеру вообще.

Основа фильма — еще один автобиографический роман еще одной известной французской писательницы — Эмманюэль Бернейм. Но эта история носит личный характер и для самого режиссера: они с Эмманюэль — давние друзья, вместе написавшие несколько сценариев («Под песком», «Бассейн», «5×2», «Рики»). Не так давно Эммануэль не стало, и работа с ее текстом — в том числе попытка закрепить память о близком человеке.

Изначально экранизацией должен был заняться другой давний друг и маститый французский кинематографист, в отличие от Озона, целых пять раз награжденный в Каннах, — Ален Кавалье. Но после смерти писательницы съёмочный вектор сдвинулся в сторону документалистики (в результате чего получился фильм «Чувствовать себя живым»), а сама книга перешла в руки Франсуа.
О чем
Отношения Эмманюэль с родным отцом, испортившим им с сестрой детство и буквально доведшим мать до депрессии, можно назвать мягко говоря непростыми. Но тут последнего настигает инсульт, а затем и паралич без возможности полного восстановления, и острый на язык любитель красивой жизни и хорошеньких юношей огорошивает дочерей желанием добровольно уйти из жизни посредством запрещенной во Франции эвтаназии. Неординарное путешествие в зарубежную больницу, финал которого заведомо определен, оборачивается для семьи настоящим приключением.
Каст
Актерский состав вобрал в себя целый ряд звезд, среди которых и звезда мирового масштаба Шарлотта Рэмплинг, и муза любимого режиссером ФассбиндераХанна Шигулла.

Но центральный здесь, конечно, щемящий дуэт Эмманюэль и ее отца, сыгранный Софи Марсо и Андре Дюссолье. Те же критики, вознесшие новый фильм над остальным творчеством Озона, предрекают, что именно эта роль может стать для озорной школьницы Вик, девушки Бонда и невесты храброго сердцем Мэла Гибсона одной из главных актерских работ. Марсо, покорившая всех своим нарядом на красной дорожке, на экране покоряет тем, как, по словам Антона Долина, «с умопомрачительной естественностью» проходит через все стадии осознания трагедии, играя «одновременно обиду и сочувствие, застарелую ненависть и непреодолимую любовь к старому отцу».
Зачем смотреть
Чтобы насладиться обилием черного юмора в, возможно, одном из самых светлых фильмов о смерти.
«Чёрный ящик»
реж. Ян Гозлан
Кто снял
Третий представитель пятой республики в нашей киноподборке, чтобы вы точно смогли подобрать себе что-то по вкусу из многообразия современного французского кинематографа. На этот раз автор фильма — не новичок, собравший бинго из фестивальных премий, и не признанный во всем мире мастер, а просто создатель качественного кино, которое способно не только скрасить вечер, но и оставить яркое послевкусие.

Ян Гозлан, в свое время променявший экономику на страсть к режиссуре, незаслуженно мало известен в нашей стране. А тем временем на его счету уже четыре полнометражных фильма по собственным сценариям, работа в продюсерском штабе одной из картин Романа Полански и главный приз крупнейшего в мире фестиваля хорроров Screamfest.

Сценарий нового триллера основан на многочисленных интервью техников и следователей французского Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации (BEA), взятых самим режиссером.

Фильм, уже ставший на родине хитом осеннего проката, в середине зимы дойдёт и до нас, благодаря кинопрокатной компании «Про:взгляд» (именно она организовала выход на российские экраны «Лета» Серебренникова, «Дылды» Балагова и оскароносных «Паразитов»).
О чем
Авиалайнер последней модели терпит крушение в Альпах: сотни погибших и чёрный ящик, по расшифрованным данным с которого можно предположить, что на рейсе «Дубай-Париж» произошел теракт. Для установления точной причины катастрофы к делу подключают лучшего следователя. Исключительный слух позволяет эксперту усомниться не только в правильности расшифровки, но и в подлинности самого бортового самописца. Правда, чем дальше приходиться зайти в поисках ответов, тем больше вокруг тех, кому они совершенно не выгодны.
Каст
Второй раз Гозлан отдает главную роль обладателю четырех номинаций (и одной награды) премии «Сезар», популярному французскому актеру — Пьеру Нине («Ив Сен-Лоран», «Франц», «LOL [ржунимагу]»).

И второй же раз его герой носит имя «Матье Вассер». Но если Матье из «Идеального мужчины» путается в собственной паутине из лжи и в итоге жертвует всем ради счастья семьи, то Матье образца 2021 года жертвует всем, включая семью, ради правды.

Чтобы максимально правдоподобно воплотить образ агента BEA, Пьеру, как и режиссеру, пришлось провести настоящее исследование.
«В конечном итоге я нашел следователя похожего на Матье. Это своего рода журналистская работа: я следил за ним, разговаривал с ним и просил разрешения заснять, чтобы перенять его жесты, манеру работы, скорость, с которой он печатает. Профессия акустика требует особой техники, поэтому было важно научиться воспроизводить все в точности»
(с) Пьер Нине
Зачем смотреть
Чтобы пронаблюдать, как в наше время ведут расследование реальные «шерлоки», и как следует пощекотать нервишки.
Приятного просмотра и счастливого Нового года!
Материал подготовила Ирина Косицына
Начните обучение в «Индустрии»!
Хотите разбираться в кино?